10 правил, которые помогут научить ребенка читать быстро и правильно в домашних условиях

Содержание:

Причины развития дислексии

Причины, по которым ребёнок никак не может научиться читать, различны. В большинстве случаев дислексия появляется при наличии минимальной мозговой дисфункции. При этом ребёнку могут прекрасно даваться любые другие науки, поскольку причина патологии не в умственной отсталости, а в неправильной работе конкретного отдела головного мозга.

Почему ребёнок плохо читает? Это может произойти из-за:

  • врождённых патологий;
  • тяжёлых родов, связанных с асфиксией, отслойкой плаценты;
  • поражения центральной нервной системы;
  • наследственного фактора;
  • черепно-мозговых травм и сотрясений мозга;
  • заторможенности ряда отделов головного мозга;
  • перенесённых нейроинфекций.

В любом случае ребёнку с дислексией необходима профессиональная помощь. Дети, которые никак не могут научиться читать, должны пройти обследование у невролога, психиатра, логопеда, психолога и нейропсихолога. В первую очередь необходимо установить причину патологии у ребёнка, а также тип дислексии.

Способы обучения детей чтению

Первый и главный принцип обучения детей чтению состоит в том, что оно не должно быть для них в тягость или происходить принудительно. Обучение чтению вполне может иметь игровую форму, и ребёнок даже не догадается, что вы его учите, даёте задание или проверяете.

В первую очередь расскажем об основных техниках обучения чтению.

Метод Кассиля

Когда ваш ребёнок уже умеет читать сам, начните читать ему какую-нибудь интересную книгу. Достигнув самого увлекательного эпизода, скажите, что у вас есть кое-какие дела, и уйдите. Возможно, вы удивитесь, но ребёнок сам дочитает этот интересный эпизод. Но вашей задачей является проследить, чтобы недочитанный отрывок не был слишком большим, чтобы малыш смог его «одолеть».

Ролевой метод

Перед чтением распределите роли между собой и ребёнком и читайте в порядке очерёдности. Например, вы можете читать за автора, а ребёнок за персонажей.

Метод главных героев

Заведите с малышом переписку, словно вы – его самый любимый персонаж. Начать можно с небольшой записки, постепенно добавляя к ней сточки. Но ваши послания должны вызывать интерес у ребёнка, т. к. в противном случае такая игра ему быстро наскучит.

Метод помощи

Сошлитесь на то, что вам нужно сделать некоторые дела по дому, и попросите ребёнка самому почитать вам, пока вы будете заниматься уборкой, готовкой, глажкой или какими-то другими делами. Малыш же может почитать вам новости, небольшую статью в журнале или нужный вам рецепт.

Baby photo created by prostooleh — www.freepik.com

А вот ещё несколько простых и эффективных способов, как обучать ребёнка читать так, чтобы у него был к этому интерес:

  • Когда готовите, пусть ребёнок читает вам по очереди все пункты рецепта (рецепт, кстати, вы можете написать и сами, сделав вид, что готовите блюдо впервые).
  • Купите много букв-магнитов и составляйте на холодильнике разные слова (можно составлять даже целые предложения); делая это регулярно, вы сформируете у малыша интерес к чтению новых сообщений.
  • Научите ребёнка играть в настольную игру, но обозначьте своё условие: правила должен прочесть именно он.
  • Вместе с малышом придумайте какую-нибудь небольшую историю, а затем запишите её в альбом печатными буквами. После этого попросите ребёнка ещё раз прочесть, что у вас получилось.
  • Поиграйте в искателей сокровищ: придумайте какой-нибудь клад, интересный для малыша, и спрячьте его дома. Напишите небольшие подсказки на листах бумаги, и пусть ваш ребёнок читает их, чтобы найти сокровище.
  • Если ваш ребёнок любит сидеть за компьютером, используйте это: покажите, как можно читать электронные книги; установите несколько «читалок» и скачайте интересные для малыша книги.
  • Если вы гуляете или ходите по магазинам вместе с ребёнком, читайте вместе с ним тексты на табличках, объявлениях, рекламах, вывесках и т. д.
  • Вспомните книги, которые читали в детстве сами, и «разрекламируйте» их малышу, чтобы он тоже захотел их прочесть.
  • Как можно больше читайте сами, чтобы ребёнок видел, что это интересно, нужно и полезно (можно даже заменить просмотр телевизора, например, на час чтения).
  • Покажите малышу книгу, которую читаете сами, и расскажите, о чём в ней написано, и почему она вам так интересна.
  • Сделайте дома небольшую библиотеку, добавляйте в неё книги и регулярно знакомьте ребёнка с новинками.

Эти советы помогут вам привить ребёнку интерес к чтению и сделать это неотъемлемой частью его жизни.

Book photo created by drobotdean — www.freepik.com

Основные правила обучения чтению ребенка 1 класса

Чтобы процесс обучения протекал как можно легче для младшего школьника, необходимо:

  1. Правильно подобрать обучающее пособие. Лучше всего отдать предпочтение названному выше букварю Н. С. Жуковой, где максимально подробно расписаны и учтены все особенности букв и слогов.
  2. Изучать гласные и согласные звуки в правильном порядке. Сначала необходимо выучить открытые, «твердые» гласные: А, О, Ы, У, Э. Затем можно переходить к изучению твердых звонких согласных букв: М и Л.

  3. После пройденного этапа необходимо проводить его повторение с целью закрепления результата.
  4. Далее можно переходить к обучению чтению по слогам. Согласную букву необходимо протягивать как можно дольше, чтобы она мягко и плавно перетекала в гласную. Например, слог «ма» необходимо произносить следующим образом: «ммммм-аааа».
  5. Первые изучаемые слоги должны быть несложными: ма, ла, ло и пр.
  6. Когда ребенок научится читать простые слоги, можно учить его более сложным: АВ, ОМ, УС и пр. И только после прохождения этого этапа следует переходить к чтению целых слов.

Упражнения для отработки плавного чтения

Когда ребенок научился быстро читать слоги, ему предлагают двухсложные слова типа ПА-РА, МО-РЕ – с ударением на первом слоге. Эти слова ему проще всего прочитать целиком.

Объясняют, что первый слог читаем громко, а второй – тише и быстрее. Каждое слово прочитывается несколько раз, пока не получится нужный результат. Потом эти же слова даются группами по 4-5-6 штук. И ребенок должен их все прочитать целиком.

Кто-то может сказать, что ребенок просто запомнит. Но это и хорошо. Ведь так формируется в мозгу облик слово, которое впоследствии ребенок так и будет узнавать и читать все сразу, а не по слогам.

Дальше вводятся слова тоже из двух слогов, только с ударением на втором – ЗИ-МА, КИ-НО. И снова прорабатываются, пока не получится беглое уверенное чтение.

Дальше можно переходить к словам с закрытыми слогами, к трехсложным и к чтению слов с предлогами (их тоже, по правилу, читают слитно, как одно слово).

Вам должно нравиться то, что вы читаете ребёнку

Дети необычайно чувствительны к нашим эмоциям. Если мама, читая книгу, искренне увлекается и сопереживает героям, то и малыш не останется равнодушным к содержанию книги. А равнодушие или нелюбовь к автору будет понятна ребёнку с первых строк. Читать нужно артистично, с выражением, обыгрывая диалоги героев. Яркие интонации вовлекут малыша в процесс чтения, а монотонный текст может только усыпить.

Рекомендации для родителей

Далее мы дадим несколько дополнительных и действенных рекомендаций тем мамам и папам, кто всерьез решил приучить своего дошкольника к чтению:

  • Хорошо, если дома ведутся разговоры не только о политике, но и о книгах. Желательно показывать свои эмоции во время обсуждения – что было смешным, а что – грустным. Взрослые должны давать понять, что говорить о недавно прочитанных книгах можно и нужно. Такие разговоры будут мотивировать младших членов семьи тоже поделиться своими мыслями о том, что читали.
  • Хорошие родители знают, что нужно стараться всегда отвечать на вопросы маленького почемучки. Однако взрослые не всегда могут сходу вникнуть в сложные или специфические темы. В таких случаях есть смысл объяснить малышу, что ответ на его вопрос можно найти в книге. Обязательно помочь разобраться и поискать вместе с ним нужную литературу.
  • Перед тем, как начинать читать новую книгу, можно постараться заинтриговать ребенка описанием ее сюжета. Пусть он сам захочет узнать продолжение.
  • Периодически нужно выбирать многостраничные сказки и повести. Читать их можно по частям, обещая малышу продолжение в следующий раз. Это довольно сильный способ, который может помочь разжечь интерес чада к чтению.
  • Некоторые мамы и папы настаивают на том, чтобы ребенок обязательно прочитывал книгу от начала и до конца, даже если ему не интересен сюжет. Таким образом, они стремятся воспитать в ребенке упорство и усидчивость. Однако в данном случае эти действия принесут только вред. Лучше отложить неинтересную историю и попытаться подсунуть ее позже, когда ребенок станет старше.

По возрасту

Если вы читаете 2-х летнему ребёнку «Сказку о царе Салтане», искренне желая пораньше приобщить его к творчеству гения русской поэзии, не сокрушайтесь, что для ребёнка её смысл останется тайной за семью печатями.

Хотя слушать мелодику идеального двухстопного ямба Александра Сергеевича Пушкина, конечно, полезно даже для новорожденных. Но для привлечения внимания и участия в процессе чтения в этот период нужны короткие, яркие тексты — прибаутки, потешки, образные четверостишия.

Маленькие хитрости

Можно делать вид, что вы читаете не малышу, а его любимой кукле или зайчику. Очень скоро ребёнок заинтересуется, что же такого интересного вы ему рассказываете? Или так: «Если ты не уберёшь игрушки, у нас не будет места, где почитать. Если ты будешь капризничать, у нас не останется времени на чтение». Таким простым способом вы даёте понять ребёнку, что чтение — это награда, которую нужно заслужить.

Показывайте детям всеми средствами, что книги — это увлекательно, интересно и необходимо. Возможно, насильно привить любовь к чтению и не получится, но заинтересовать — вполне реальная задача для каждого грамотного родителя.

Чтение как развлечение

Приучать ребёнка к чтению можно и с помощью игры.

  • Книгу надо давать в руки, когда малыш ещё только учиться хватать – пусть он запомнит это ощущение.
  • С более взрослыми детьми можно проводить другие игры, Например, попросить найти какое-то слово в произведении, угадать, откуда этот персонаж. В общем, придумать то, что подтолкнёт его открыть книжку.
  • В старшем возрасте можно попросить ребёнка сделать презентацию по литературным героям или писателям, или найти в интернете видеоролик про жизнь интересного автора. Таким образом, используя современные средства, гаджеты можно существенно расширить литературное поле.

Беглое чтение для дошкольников

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Читаем по складам и осознаем первые слова. Обучение детей чтению

Как научить малыша читать через пару месяцев занятий трехлетний
ребенок сможет уверенно читать по слогам в букваре или книжке, специально адаптированной
для ребят. После того как дошкольник научился воспроизводить слоги, можно переходить
к словам. Сначала лучше давать для чтения слова, каждый из слогов в которых состоит
из двух букв: «ка-ша»,«ра-бо-та»,«по-го-да»,«ма-ма»,. Позже можно перейти к более
длинным слогам: «мыш-ка» «до-мик», «чаш-ка», и тому подобных.

Рекомендую обсуждать с ребенком каждое слово. Повторяйте вместе
это слово, можете сделать рисунки, изобразив объект, о котором было прочитано.

Таким образом, вы не только обучите ребенка довольно уверенно
читать до 3 лет, но и добьетесь того, что ученик полюбит сам читать. Безусловно,
приобретенный навык нужно поддерживать, стараясь регулярно заниматься с сыном.

Довольно часто мамочки жалуются, что чадо, а он никак не может
усвоить, как произносить слог. И тут следует понять, что обучение чтению, это развитие
памяти. Чтобы ребенку уяснить что-то новое, ему это надо 600 раз. Ребенок просто
запоминает (а не соображает), как говорятся буквы, пишутся слоги, слова и предложения.
Поэтому, Если хотите, научить малыша чтению окружите его кубиками и магнитиками,
карточками и так далее с изображением букв. Чем чаще ученик будет видеть буквы,
тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.

Когда ученик запомнит буквы, можно приступать к обучению чтению.
подготовленность к обучению можно распознать, предложив ребенку собрать из букв
какое-нибудь слово, например, «мяч» или «кукла», показав, как это слово пишется
на бумаге. Если ученик может составлять слова из букв по образцам, значит к обучению
чтению он готов.

Обучать чтению ученика дошкольника проще всего по букварю, или
по детским книгам с крупным текстом. взрослый читает и водит своим указкой по тексту,
чтобы дошкольник видел, что читает взрослый. Так читать ребенку можно от месяца
до трех, минут по 10-15 в день. После этого можно читать двигая по тексту его руку.
На этот занятие можно потратить от недели до месяца. И только после этого, переходим
к самому обучению: сначала читаем слог сами, а затем просим повторить малыша. Когда
ученик научится читать слоги , можно приступать к словам, также сначала прочитав
ему слово вслух, а затем попросить малыша повторить. Не торопясь и не торопя малыша
можно с удовольствием обучить чтению малыша, который учиться чтению не хочет.

Статья была посвящена теме «Учимся читать слоги онлайн бесплатно».

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников«

  • Программа для
    чтения текста голосом
  • Игры слоги
  • Кубики зайцева
  • Смотреть обучающие игры
  • Игры онлайн для детей 5

Чтение по складамБуквыКнижкиСтатьиЛогопедияОбучение дошкольников чтениюПодготовка детей к школе

Как приучить читать подростка

Первое, что должны понять родители, мечтающие превратить своё чадо в книголюба, — это то, что ЗАСТАВИТЬ его полюбить книги они не смогут никогда.

А вот сделать так, чтобы подросток заинтересовался чтением, помогут следующие меры.

  1. Дети, мама и папа которых читают часто и с увлечением, редко остаются равнодушными к печатному слову. Родители должны быть примером для своих детей. Если они не читают, требовать этого от младших членов семьи они просто не имеют права.
  2. Пробудить у подростка желание читать часто помогает интересная для него книга. Найти её можно в обычном книжном магазине, если пойти туда с ребёнком. Вообще детей нужно водить в книжные магазины как можно чаще. Новенькая книга в красивом переплёте, только что покинувшая стены типографии, не оставит равнодушным ни одного из детей. Желательно выбирать те произведения, которые подростку будет несложно воспринимать. Современным детям очень нравятся книги, по мотивам которых были созданы их любимые фильмы.
  3. Чтобы привить ребёнку-подростку интерес к чтению, рекомендуется пересказывать ему интересные или смешные моменты из книг. Можно также попробовать заинтриговать его, смеясь во время чтения. Дети очень любопытны. Подросток наверняка спросит у родителя, что его рассмешило, и не поленится прочесть произведение, особенно, если оно небольшое по объёму.
  4. Полезно купить ребёнку иллюстрированную энциклопедию. Детям нравятся такие издания, обычно они с удовольствием листают яркие странички и читают небольшие информационные статьи.
  5. Отличным стимулом начать читать для ребёнка переходного возраста является его участие в словесных играх. Эти игры могут частью семейного досуга.

Вот примеры некоторых из них.

  • «Кто знает больше слов». Правила элементарны: ведущий загадывает букву, а участники в течение одной минуты стараются написать на листках бумаги как можно больше слов, начинающихся с неё.
  • «Угадай букву». Ведущий загадывает букву, игроки пытаются её угадать, называя слова. Если в названном слове загаданная буква есть, ведущий говорит: «Да».
  • «Составьте слова». Участникам игры предлагается какое-нибудь длинное слово, и в течение минуты они должны составить из букв, которые есть в нём, как можно больше других слов. Использовать одну и ту же букву дважды при этом не разрешается.

Подталкивает ребёнка к чтению и совместное с родителями разгадывание сканвордов и кроссвордов. Все члены семьи могут разделиться на команды и соревноваться в этом искусстве.

Сын в 14 лет не расставался с Гумилевым

Стихи читаете с детьми?

— Вы знаете, я сама тот еще читатель стихов, у меня очень много их в голове, просто какие-то километры. Но я почти не читаю сама ничего нового поэтического, для меня это терра инкогнита. Конечно, раньше мы читали много стихов — преимущественно я читала вслух то, что знаю наизусть. Старший сын и сейчас продолжает читать много, я бы сказала, что он стихов читает гораздо больше, чем я. Младший ребенок, скорее, равнодушен к поэзии. Хотя то, что я читала, извлекая из своей головы, они все любят, помнят, и для них это какая-то важная часть совместного пережитого опыта. 

У нас смешная практика — мы со старшим сыном читаем стихи вслух вдвоем хором, потому что у нас есть некоторое количество стихов, которые мы с ним помним наизусть оба, но у каждого есть какие-то дырки, и там, где один сбивается, другой подхватывает. Например, я первую часть «Поэмы без героя» Ахматовой всю наизусть помню, но я время от времени что-то забываю, какие-то строчки выпадают. Тут у меня старший ребенок есть, который включается и подсказывает, очень удобно. 

Вы специально с детьми учили стихи?

— Никогда в жизни. Я сама учила стихи, потому что мы относимся к тому поколению, у которого все, что не выучил наизусть, того ты с собой не взял. Если я, например, уехала в археологическую экспедицию, я же не попру с собой «Поэму без героя» — она у меня в голове, удобно. У них этого нет, у них «Поэма без героя» всегда в смартфоне в кармане. 

Поэтому идеи принуждать учить что-то наизусть у меня никогда не было. Старший сын прошел период запойного чтения Гумилева, и его тоже выучил много — совершенно самостоятельно. Потом тоже полюбил, как и я, «Поэму без героя», ее он тоже знает не наизусть, конечно, но большими кусками. Но это, скорее, само оседает, иногда минимальным усилием, а иногда просто 50 раз прочел, уже вроде и наизусть знаешь. 

Галина Юзефович

В общем, я, честно признаться, очень люблю, когда люди знают стихи наизусть, мне кажется, что-то в этом есть трогательное. Не вижу в этом никакой пользы, только что-то симпатичное, и, вероятно, именно поэтому учить что-то на память я отродясь никого не заставляла. У меня, как вы уже, наверно, заметили, плохо с принуждением.

— Я уже поняла. Что такое запойное чтение Гумилева у молодого человека в 17 лет? Откуда Гумилев в его жизни материализовался? Как это произошло?

— Когда они были маленькие, если вечер нас заставал где-то вдали от книг, я могла почитать им вслух какую-нибудь балладу или «Капитанов» Гумилева. Понемногу старшего ребенка зацепило, он взял с полки моего Гумилева, старенького, затрепанного, выпущенного тбилисским издательством «Мерани» в 1989 году, начал его читать, любить. Конечно, сейчас он уже Гумилева не читает, перерос. Но лет в 14–15 он с ним просто не расставался, даже в школу таскал и в скалолазный лагерь ездил, взяв с собой репринтное издание сборника «Костер», которое ему подарила моя мама. 

Словом, я что-то читаю сыновьям вслух, а оно как-то потом откликается. Иногда откликается совсем не так, как я ожидала — у меня не было идеи, что у меня ребенок сейчас все бросит и начнет с утра до ночи читать Гумилева, а оно внезапно так получилось. 

Я подумала сейчас, что, наверное, стоит детей водить на поэтические вечера. Это обычно что-то интересное, там много молодежи, особенно если это молодые поэты. Все-таки звучащее стихотворение — совсем другое, чем напечатанное. 

— Да, наверняка. Но понимаете, я не очень верю в то, что детей можно научить тому, чего сам совсем не умеешь. Я не умею ходить на поэтические вечера. Я вообще очень плохо понимаю любой звучащий текст. Я понимаю, что это прекрасно, но я его не чувствую. Мне, чтобы текст понять в полной мере, нужно все-таки прочитать глазами, поэтому я не хожу на поэтические вечера. 

Своих детей как я туда поведу? Что нам там делать? Мне скучно, тоскливо, я хочу домой, а должна при этом делать вид, что мне классно, чтобы они тоже заинтересовались? Ну уж нет, увольте. Если у родителя у самого есть интерес к этому, желание и готовность, мне кажется, что это очень классно. Действительно, вы совершенно правы, это прекрасный способ увлечь поэзией. 

Но лично я в равной мере против и принуждения, и родительского подвига. Бывают ситуации, когда родительский подвиг реально необходим. Приучение — ненавижу это слово — детей к чтению точно не требует родительского подвига. Можно подвиг приберечь для какой-то другой, более критической ситуации.

Ошибки, которые допускают родители, когда учат ребенка 5-6 лет читать по слогам

Одна из первых и самых важных ошибок уже была названа выше – учить буквы так, как они называются в алфавите. Это создает лишние сложности при последующем обучении чтению.

Вторая ошибка – пытаться научить читать «с наскока»: А, тебе уже шесть, все дети читают, а ты балбес! Садись, повторяй за мной… Так можно только отбить желание не только читать, но и учиться чему-то вообще и с мамой, в частности.

Третья ошибка вытекает прямо из второй – заниматься надо каждый день минут по 10-20, а не раз в неделю по полтора часа. Максимальная длина занятия для 5-летнего ребенка – 20-25 минут. И это при условии, что ему интересно, а в середине проводится физминутка, когда ребенок встает и выполняет несколько физических упражнений.

Шестилетка в среднем способен сосредоточиться 30-35 минут, но лучше меньше, чем больше. Если замечаете, что ребенку не интересно, лучше закончить занятие еще на стадии, когда он мог бы еще, чем заставлять.

Еще одна ошибка, которую совершают ответственные родители – превращение занятий чтением практически в школьный урок – обязательно за столом, на стуле, сидя «по стойке смирно». А ведь учиться читать с мамой можно в любом месте в любое время. Можно показать первые буквы, начертив их палочкой на песке во время прогулки – а потом по дороге домой искать букву А на всех вывесках. Можно чертить буквы на ладошке и угадывать их, не глядя. Можно строить слоги из макаронин или печь печенье… И ребенок сам не заметит, что уже читает.

Если уж даже игра не помогает заинтересовать ребенка чтением – лучше отведите его к хорошему педагогу, в детский клуб, в школу. Даже если ему там не понравится – пусть отрицательные эмоции будут лучше связаны с другим местом и человеком, а не с домом и семьей. Хотя я искренне верю, что к любому ребенку можно найти «ключик, который позволит ему учиться с интересом.

И в завершение хочу еще отметить: чтение по слогам – лишь первый шаг в становлении читателя. В дальнейшем работа должна быть продолжена, чтобы ребенок к 10-11 годам научился читать легко, бегло, без напряжения. Это один из самых важных навыков, который гарантирует доступ к огромной кладовой знаний!

Обучение по методике Тюленева: достоинства и недостатки системы

«Научиться читать, раньше, чем ходить» – вот главный тезис методики Тюленева

Однако легко ли это? Реально ли овладеть необходимыми навыками в столь раннем возрасте? Как такого маленького ребенка научить читать на уровне 5-6 летнего дошкольника? И, что немаловажно, каковы реальные достоинства и недостатки этого метода?. Рассуждая о раннем развитии детей, Тюленев полагал, что начинаться оно должно с самого рождения до полуторагодовалого возраста

Именно поэтому фундаментальный вопрос, которым он задавался в своей работе – как научить ребёнка читать целые слова самостоятельно и максимально быстро осваивать буквы, а также другие единицы речи. Среднее развитие начинается в полтора года и длится до двух. А возрастной период с двух до трех лет педагогом относится уже к позднему раннему развитию

Рассуждая о раннем развитии детей, Тюленев полагал, что начинаться оно должно с самого рождения до полуторагодовалого возраста. Именно поэтому фундаментальный вопрос, которым он задавался в своей работе – как научить ребёнка читать целые слова самостоятельно и максимально быстро осваивать буквы, а также другие единицы речи. Среднее развитие начинается в полтора года и длится до двух. А возрастной период с двух до трех лет педагогом относится уже к позднему раннему развитию.

Детей легче учить в игровой форме

В случае, если после трех лет ребенок не освоил значимые для школьного обучения навыками, система Тюленева признает его педагогически запущенным.

Для достижения максимальных результатов Тюленев рекомендовал готовить детей к чтению в соответствии со строгим планом, в которые занятия должны быть расписаны не просто по дням, но по часам.

Начиная с самого рождения ребенку необходимо демонстрировать карточки с буквами, либо нотами. Это – первый методический инструмент работы с ребенком – азбука МИР (методики интеллектуального развития). При помощи азбуки ребенок усваивает буквы, чтобы после перейти к слоговому чтению.

В продаже предлагает готовая азбука МИР Тюленева

Изучение слогов легко осуществляется при помощи тех же каhточек, а после – компьютерных таблиц или печатной машинки. Кубики, рекомендуемые многими педагогами, в системе Тюленева используются на более поздних этапах работы со слогами. А в большинстве случаев – и вовсе заменяются набором слогов на компьютере.

Однако методика Тюленева не лишена и недостатков. К примеру, большинство педагогов отмечает, что пытаясь научиться читать в раннем возрасте, ребенок не пытается уловить смысл слов: он лишь собирает буквы-символы в «правильные» комбинации. Раннее интеллектуальное развитие ребенка также способно существенно затормозить его социальное развитие, лишая возможности приобретать навыки общения со сверстниками и т.д.

Игры для обучения чтению

При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. 

Гаражи

Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.        

<<Форма курс 1-4>>

Магазин

Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.        

Лото

Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.

Способы вызывания интереса к чтению

А теперь давайте узнаем то, как ребенку привить любовь к чтению с помощью нескольких интересных методик. Какая из них подойдёт именно вашему чаду, сказать сложно. Можно выбрать одну из них, можно опробовать несколько вариантов, а можно придумать собственный воспитательный манёвр.

«Дочитай сам»

Такой способ ещё называют по фамилии известного советского писателя – метод Кассиля. Он подходит тем детям, которые обладают навыком чтения, но равнодушно относятся к литературе и предпочитают слушать мамины сказки и истории.

Что же делать? Взрослый подбирает книгу с максимально увлекательным сюжетом и закрученной интригой. Читает ребёнку, внезапно делает паузу на самом интересном месте, объясняя это занятостью. Малыш, желая понять, чем же всё закончилось, вынужден сам взяться за книжку. Мама и папа тут же хвалят ребёнка за этот самостоятельный поступок и ненавязчиво помогают ему, если тот об этом просит.

Метод Искры Даунис

Советский психолог предложила интересный способ, совмещающий игру и чтение. В один прекрасный момент ребёнок просыпается и находит, допустим, в рюкзачке или под подушкой письменное послание от сказочного героя. К примеру, от Карлсона. Тот кратко сообщает, что хочет подружиться с малышом и дарит ему подарок, который спрятан в определённом месте. В указанном месте действительно обнаруживается сюрприз.

На следующее утро обнаруживается ещё одно послание, чуть длиннее и подробнее. В нём «Карлсон» рассказывает о чём-то интересном из своей жизни либо из жизни малыша. Такие письма могут быть просто весёлыми или же нести воспитательную нагрузку (но не нужно сочинять скучные нотации).

С каждым днём письменные сообщения становятся всё более длинными и содержательными. В них попадаются задания, обещаются награды (обещания нужно обязательно выполнять). Ребёнок читает их всё проще и всё с большим удовольствием. Как результат – чтение превращается из скучного занятия в увлекательный процесс.

Метод древнего народа

Ещё один хитрый метод – донести до ребёнка информацию о том, что книги – это настоящее сокровище. Следовательно, он может их читать лишь в том случае, если ведёт себя хорошо. Получается, что чтение ассоциируется у малыша с чем-то радостным и праздничным, тем более что каждый раз можно печь специальные печеньки в виде книжек. Если же ребёнок ведёт себя плохо, то пухлый томик откладывается в сторону.

Запрет на чтение

Этот способ довольно манипулятивный, поэтому применять его стоит крайне осторожно. Чем-то он похож на предыдущий вариант, но тут опытные родители предлагают запрещать ребёнку читать определённую книгу, аргументируя это тем, что он ещё слишком мал для подобной литературы

Все мы знаем, что запретный плод отличается сладостью и манит детей. Следовательно, интерес к книжке возрастает многократно.

Этап №2. Знакомство со звуком

Далее нужно выделить в слове первый звук. Для этого проговорите слово и протяните первый звук, произнесите его громче и отчетливее других. Предложите ребенку повторить за вами. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал.

Теперь нужно поиграть с этим звуком:

  • произносить с разной силой голоса (тише — громче);
  • пропеть;
  • проговорить с разной интонацией.

Важно обратить внимание на артикуляцию звука. Обязательно обговорите с ребенком, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя

При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки

Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки.

Игры на развитие фонетического слуха

Когда выучите с ребенком уже несколько звуков обязательно играйте с ним в игру «Угадай звук» — по положению органов артикуляции он должен отгадать, какой звук вы собираетесь произнести.  

После таких игр предложите ребенку другие упражнения на развитие фонетического слуха:

  • Назвать слова, которые тоже начинаются с нужного звука.
  • «Поймай звук» — взрослый должен произносить разные слова, а малыш их повторяет и если услышит в нем указанный звук — хлопает в ладоши.
  • «Засели домик» — сделать картонный шаблон домика с 3-4 окошками и предложить ребенку расположить в них картинки с теми предметами, название которых начинается с нужного звука.
  • «Доскажи слово» — вы называете часть слова, а ребенок должен сказать его полностью, добавив звук в начале (в конце) слова.

Внимание! Не нужно на одном занятии использовать больше 2 упражнений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector